5 клас

                                                    РУССКИЙ ЯЗЫК   
                                          Повторим !
  1. Упражнение «Найди соответствие»  Найди соответствующие понятия из 2 колонки к понятиям в 1.В 1 колонке записаны разделы русского языка; во 2 – языковые единицы, которые они изучают)


фонетика
морфемы
синтаксис
Звуки речи
морфемика
словарный состав
лексика
предложение
имя существительное
                          Имя существительное 

Вопрос, который можно задать к слову
Грамматическое значение
Грамматические признаки
Синтаксическая  роль
Вывод: какая часть речи
Кто? Что?       и другие падежные вопросы
Обозначает предмет
Род, число, падеж

Всеми членами предложения, чаще подлежащим или дополнением
Имя
существительное

              
1.Слова распределены по колонкам. Правильно ли распределены слова? Спишите, исправив ошибки
существительное
прилагательное
глагол
король
красивый
бег
большой
желтизна
рисовать
мышь
белеть
сделать
красненький
мелкий
черный
удлинить
удвоить
большущий
краснота
деловой
писать
Допишите по 2-3 своих примера в каждый столбик.
2.Составьте букет для мамы. Для этого, переставляя буквы, решите примеры. Ответом будут названия цветов.Определите род существительных.
1)шок + рама =
2)визг + дока =
3)идея + хор =
4)наезд + бука =
5)угол + ад + лис =
3.Проверь себя !
  1. Раздел науки о языке, изучающий части речи.
  2. Падеж существительного (вижу) землю.
  3. Член предложения, чаще всего выраженный существительным.
  4. Падеж, обозначающий орудие действия.
  5. Количество предметов у существительного.
  6.  Категория существительного, различающая нас по полу.
( Слова для справки: Морфология   Винительный   Подлежащее
Творительный   Число   Род)

Именительный падеж со значением обращения.      Знаки препинания в предложениях с обращением.
                                                     План 
                  (оставляйте одну строчку после пункта плана)
  1. Часть речи. Слово и/или сочетание слов
  2. Член предложения (синтакс.роль)
  3. Произношение в устной речи
  4. Интонация
  5. Выделение на письме (знаки препинания)
  6. Схема (положение/место в предложении)
  7. Определение обращения (функция)
Серёжа, ты пойдёшь в музей?
Я люблю тебя, родная  Украина!
Мы Вас, Пётр Васильевич, очень ждём.
Дамы и господа! Приглашаем на концерт
1. Обращения выражаются именем сущ. или прилагательным. Одним словом или иногда словосочетанием
2. Обращения не являются членами предложения, так как грамматически не связаны с главными членами предложения, задать вопрос к обращению нельзя. Можем убрать из предложения, при этом предложение не потеряет смысл
( - С чем можно спутать обращения? Почему?
 (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже, выражены сущ.или прил.).
- Как различить?
(Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.
Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть)
3. Высоким голосом - повышение голоса, пауза
4. Звательная
5. Выделяется запятыми или восклицательным знаком. Может находиться в начале, внутри и в конце предложений и даже отдельно от него. Выделяется запятыми или восклицательным знаком
7. Служат для привлечения внимания собеседника, показывают отношение говорящего к собеседнику
-  Зависит ли количество знаков препинания от места обращения в предложении?
- Да, если внутри предложения находится обращение, то выделяется двумя запятыми, а если в начале и конце предложения, то одной.
- А когда ставится ! знак?
-Если предложение произносится с восклицательной интонацией
 Алгоритм действий для правильной расстановки знаков препинания при обращении
1) Нахожу обращение.
2) Устанавливаю его границы (где начинается, где заканчивается).
3) Определяю место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
4) Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения).
- Запишите схему
Найдите обращения, расставьте знаки препинания.
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? («Слон и Моська»)
2. Соседушка мой свет! Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот
лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!
(«Демьянова уха»)
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы
дня не проживем без драки. («Собачья дружба»)
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам,
совсем не ради ссоры…(«Волк на псарне»)
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? («Свинья»)

6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. («Осел и Соловей»)
задание Если в предложении есть обращение, ставим «+», если нет,
то «–».
1) Дениска, ты можешь выступить в концерте?
2) Дениска не хотел выступить в концерте.
3) Мама не знала, что я умею громко петь.
4) Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
5) Ты что про меня пишешь, Карнаухова?
6) Брюквин постоянно мешал Карнауховой.
                                   Учимся быть вежливыми !

 Эти    вежливые слова по правилам речевого этикета мы должны произнести,
когда обращаемся с просьбой. 
Вежливые слова.
 Здравствуйте
 Пожалуйста
 До свидания
 Спасибо
 Извините
Придумайте короткий диалог с обращением и  вежливыми словами.(на выбор)
 – обращаетесь к продавцу в магазине
 - к родственникам
- к одноклассникам
                                  Проверьте свои знания. 
Если известен материал – поставьте   напротив +
Если не знаком, не знаете -
Если знаете частично, или не уверены, что знаете хорошо, то -?
1.Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к
кому_________________________________________________________________________.
Обращение выражается нарицательным или собственным _____________________
в _________________________ падеже.
2.Обращение произносится со ___________________ интонацией.
Обращение может состоять из одного слова, то есть быть
_______________________________, а может состоять из нескольких слов, то есть быть
_____________________________
3.Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________
и в _______________ предложения.
На письме обращение выделяется ______________________.
4. С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи:
___________________ , ________________, ______________________.
Местоимения ТЫ и ВЫ ______________________ обращениями и запятыми на письме
____________________________.
5. Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной
интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее
предложение начинается с _________________________


                         ЗАРУБІЖНА ЛІТЕРАТУРА
Елеонор Портер (1868-1920) «Поліанна»
Щирість, мужність і оптимізм героїні твору,її вплив на життя міста.
Завдання 1. Пригадайте ім’я героя:
1.       «Але навіть якщо усі ножі лежали на місці із дверима нічого не відбувалося, вона однаково не усміхалась»______________________.
2.      «Вона дуже зраділа, коли знайшла місце на кухні у великому будинку на пагорбі________________________________________»
3.«Наперекір родині, наполягала на шлюбі з молодим священиком»______________________________________________
4.   «Багато років на присадибі висапував будяки та підрівнював  лопатою доріжки»________________________________________________
5.«Світле волосся, сукня в червону клітинку, брилик» ________________________________________________________
6.«Був юнаком доброї вдачі, ще й симпатичний»
Завдання 2. Складіть розповідь за схемою.
 Як вплинула Поліанна на мешканців міста?
Ø Надпись:         Поліанна

  Ненсі  (піклується)
Ø Старий Том (розповідає про матір)
Ø Міс Полі Гаррінгтон («раз по раз робила несподівані й дивовижні речі»)
Ø Незнайомець (його обличчя погарнішало)
Ø Місіс Сноу («не збираюсь усе життя прожити в темряві»
Узагальнюємо!
Завдання Дайте відповідь на запитання героїні
«А просто радіти життю – у цьому немає ніякої користі?» 

Досліджуємо питання «Місто Белдінґсвіль грає в гру у радість»
1.     Реакція мешканців міста на хворобу Полліанни

місто Белдінґсвіль

Гомоніло

Обговорювали

Плакали

відвідували Поліанну

Щиро плакали

Просили щось для неї переказати

«усі розпитували»
 





___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.     Яку радісну звістку принесли белдінґсвілці Полліанні?
А) Джон Пендлтон____________________________________________________
____________________________________________________________________
Б) Міллі Сноу _________________________________________ вона (сказала матері, що треба радіти, коли є здорові руки»)
В) Вдова Бентон ______________________________________________________
    «репутація сумної жінки -  «завжди вдягалася в усе чорне» _________________________________________________________________
         «ваша дівчинка так довго вмовляла мене натягнути щось кольорове». ________________________________________________________________________________
Г) Місіс Тарбел (втратила дочку)_______________________________________
«Місіс Тарбел тепер радіє» _____________________________________________
Д) Місіс Том Пейсон__________________________________________________
 «Я ладна поміняти з нею свої гарні ноги. Вона за годину може зробити стільки добра, скільки я не зроблю і за сто років» ________________________________
____________________________________________________________________Е) Ненсі___________________________________________________________ ___________________________________________________________________
«я навчилася радіти ранкам у понеділок __________________________________
Завдання 10.  Поясніть думку героїні повісті
«А ви знаєте, тітонько Поллі, знайти з чого я можу порадіти.  Я можу порадіти з того, що мої ноги колись ходили, бо інакше я не змогла навчити їх гратися в цю гру».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Зробіть висновок (скористайтесь словами-підказками -надія, допомога, співчуття, підтримка, упевненість, дружба, боротьба….):
«Гра в Радість» - це … ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий